Когда нужна консультация специалиста
Помощь специалиста необходима, если ребенок:
- Ведет себя агрессивно. Склонность к агрессии опасна как для самого ребенка, так и для окружающих его сверстников. Она может стать почвой для формирования жестокого характера. Детский психолог найдет причину агрессии и настроит клиента на доброжелательный лад.
- Не может адаптироваться в детском саду. Процесс адаптации в новом месте не всегда проходит гладко. Малыш может непрерывно плакать, плохо спать и есть, начать заикаться. В такой ситуации родители не должны насильно вести его в детский сад. Вместо этого нужно записаться на прием к детскому психологу.
- Имеет низкую успеваемость. Школьник может приносить двойки не потому, что он не хочет учиться, а потому что у него умственная отсталость или СДВГ. Детский психолог диагностирует эти проблемы и проведет коррекцию.
- Страдает от страхов и повышенной тревожности. Боязнь темноты, монстров, одиночества наносит большой урон детской психике и может перерасти в фобию. Психолог поможет клиенту преодолеть его страхи.
- Перенес психологическую травму. Это может быть смерть близкого родственника, переезд в другой город, военные действия, домашнее насилие. Детский психолог проработает травму и поможет ребенку нормализовать психологическое состояние.
- Замкнулся и ведет себя застенчиво. Проблема обычно связана с негативным восприятием своей внешности и личности и возникает в подростковом возрасте. Задача специалиста заключается в том, чтобы помочь подростку принять себя.
- Ведет себя гиперактивно. Для расстройства характерны неусидчивость и отсутствие концентрации, что приводит к снижению успеваемости в школе и конфликтам с родителями. Психолог поможет ребенку научиться управлять своей энергией.
Также наблюдение у специалиста необходимо при:
- нарушении психологического развития;
- расстройстве учебных навыков, например при дислексии;
- депрессивном состоянии;
- панических атаках;
- поведенческих расстройствах, связанных с сексуальным развитием.
Консультация специалиста может понадобиться для определения уровня психологического развития ребенка и его готовности к поступлению в садик или школу.
Как проходит прием у специалиста
На первичной консультации психолог ставит перед собой задачу наладить контакт с клиентом. Специалист начинает взаимодействие с родителями. Взрослые, которые раскрылись перед ним, невербально дают ребенку сигнал, что он в безопасности.
На консультации психолог выявляет ряд факторов, которые повлияли на развитие ребенка:
- внутрисемейные отношения;
- навыки саморегуляции;
- заболевания и травмирующий опыт.
Параллельно с беседой психолог наблюдает за поведением ребенка. Малышу доступны различные игровые материалы, которые есть в кабинете. Особенности его взаимодействия с ними дает специалисту представление, как нужно строить общение.
На второй и третьей консультации детский психолог проводит диагностику. Ее цель — найти причину изменений в поведении ребенка, понять, что его беспокоит. В выборе методики специалист опирается на жалобы родителей, а также на возраст. Обычно он использует такие методы:
- игра в семью или в сложную ситуацию с помощью предложенных материалов;
- программа двигательных упражнений;
- рисование по инструкции;
- тестирование.
Диагностика школьников младших классов сводится к характеристике взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями. Психолог использует визуально-вербальный метод Рене Жиля. Ребенку дается 42 карточки с изображением людей, а также с текстовыми заданиями. Диагностика позволяет установить самоощущение ребенка в социуме, выявить проблемы в поведении и общении.
В своей практике специалист также применяет метод Розенцвейга. Он позволяет выявить, как ребенок реагирует на ситуации фрустрации и неудачи, какой стратегии поведения он будет придерживаться в них.
Установление терапевтических отношений с подростком является более трудной задачей для детского психолога, особенно если ребенок пришел на прием не по собственной воле, а по настоянию родителей. Клиент может прямо или косвенно отказываться от помощи специалиста, демонстрировать непослушание и провокационное поведение.
В начале работы психолог налаживает контакт с подростком и помогает ему сформулировать запрос. Первая сессия обычно проходит в формате беседы на отвлеченные темы: о хобби, расписании дня, учебе, компьютерных играх. Специалист не задает прямые вопросы, которые относятся к душевному состоянию клиента, и на дает ему диагностических тестов — это повышает уровень тревожности и приводит к потере интереса продолжать общение.
После налаживания качественного контакта психолог переходит к диагностической беседе. Он задает подростку вопросы, которые касаются его семьи, эмоционального состояния, личности, взаимоотношений с окружающими. Ответы позволяют специалисту определить основные проблемные моменты, над которыми предстоит работать в дальнейшем.
В ходе беседы с подростком специалист обращает внимание на его жестикуляцию, поведение, речь, способность формулировать мысли, реакцию на шутки. Это позволяет определить уровень эрудиции и интеллекта.
Диагностическое обследование также включает тестирование. Специалист может предложить подростку пройти:
- опросник Стреляу;
- опросник Айзенка;
- опросник ОСТ (структуры темперамента);
- опросник САН (самочувствие — активность — настроение);
- теппинг-тест и другие.
Опросники позволяют оценить уровень психофизиологического развития подростка.
Основные методы и приемы психологической коррекции
Детские психологи используют различные методы и приемы для коррекции психологического состояния. Для каждого клиента терапия подбирается индивидуально, исходя из проблем, возраста и ряда других факторов.
Игровая терапия
Детский психолог использует ролевую игру для воздействия на личностное развитие клиента и содействия ему в преодолении социальных или психологических трудностей. Метод предполагает задействование игрушек, которые можно символически связать с проблемой, существующей в реальной жизни.
В процессе терапии клиент проживает ситуацию, которая его беспокоит. Это, например, отношения со сверстниками или с родителями. Проблема реализуется в сюжете игры, и походу его развития специалист обучает ребенка, как справляться с трудностями.
Сказкотерапия
Сказкотерапия — это прием, который позволяет в словесной форме проработать психологическую проблему. Детский психолог может использовать разные методы работы со сказкой:
- чтение и последующее обсуждение сюжета;
- формулирование отношения к персонажам;
- придумывание развития сюжета;
- рисование иллюстраций к сюжету;
- создание сказки по имеющейся модели.
В зависимости от клинической картины, используются сказки терапевтического или воспитательного характера. Первые помогают адаптироваться в новом окружении или преодолеть страхи. Вторые направлены на решение более глубоких проблем, например помогают пережить утрату близкого человека.
Арт-терапия
В основе метода арт-терапии лежит искусство и творчество. Он предполагает создание продукта творческой деятельности, чаще всего это рисунок.
Арт-терапия направлена на решение нескольких психологических задач:
- гармонизация состояния психики;
- стабилизация настроения;
- выплеск негативных эмоций;
- проработка подавленных мыслей и чувств;
- развитие творческих способностей.
Арт-терапия показана детям с подавленным настроением, сильными эмоциональными переживаниями, повышенной тревожностью, страхами.
Психоанализ
Психоанализ применяется для коррекции состояния психики подростков. Лечение ставит своей целью инициацию нормального процесса развития и устранение патологических процессов. В подростковом возрасте дети сталкиваются со многими трудностями — изменяется тело, формируются устойчивые взгляды на окружающий мир, возрастает сложность социализации. Есть риск возникновения конфликтов с окружением, изоляции от социума, академических проблем.
Для коррекции состояния клиент посещает индивидуальные психоаналитические сессии. На них он в формате беседы со специалистом учиться думать о себе реалистично и правильно выражать себя словами и действиями. В конце курса лечения он вырабатывает навыки саморегулирования и позитивного общения с окружающими.
Поведенческая терапия
Для коррекции психологических нарушений у подростков специалист может применить поведенческую терапию. Ее основная идея — в том, что симптомы некоторых расстройств возникают из-за неверно сформированных навыков. Нежелательные формы поведения можно устранить, если выработать новые, полезные для клиента привычки.
Один из методов поведенческой терапии — имитационное научение. Подростку предлагается наблюдать и имитировать желательные паттерны поведения. В качестве ролевой модели он может использовать реального человека, героя из фильма или книги, выдуманного персонажа.